Оглавление
Фильм Марка Захарова
В новогоднюю ночь 1980 года советским телезрителям пришлось забыть про оливье и мандарины: после боя курантов им показали новый фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» — и два с половиной часа они нс могли оторваться от экранов.
Такого Мюнхгаузена они ещё не видели. Это был не привычный враль и хвастун. Тут барон предстал философом, интеллектуалом — ироничным и немного грустным. Он не доказывал, что его рассказы правдивы, он отстаивал своё право быть не таким, как все. И уступил, но не обществу, а своей любимой Марте, иначе он бы не смог на ней жениться. Но когда барон умер и превратился в садовника Мюллера, оказалось, что этот обычный человек девушке не нужен. Чтобы вернуть ее, Мюнхгаузену пришлось самому вернуться, воскреснуть, стать таким, как прежде.
Фильм снят в особенной манере Марка Захарова: не то фильм, не то спектакль. Декорации, грим, камера — «киношные». Мизансцены, актёрская игра, диалоги, музыка — театральные. Образы гиперболизированы, интонации, жесты, мимика преувеличенно выразительные, акцентированные. Из-за этого — ни одного проходного эпизода, ни одной реплики впроброс. В итоге весь текст, придуманный гениальным Григорием Гориным, «заиграл» и разошёлся на цитаты.
Захаров собрат на съемочной площадке удивительный актёрский ансамбль и дал ему творить. Многое в фильме — результат импровизации, как, например, пощечины, которые Якобина фон Мюнхгаузен (Инна Чурикова) постоянно отвешивает своему сыну- истерику Феофилу (Леонид Ярмольник).
Роль Олега Янковского вся была построена на ощущениях самого актера: он долго вживался в непривычный для его амплуа образ и в результате стал эталонным бароном Мюнхгаузеном — живым человеком, сделавшим свою жизнь необычной. Если Марта (Елена Коренева) сначала вызывает симпатии зрителя, то потом гнев:
«Она думает, это просто — быть любовницей такого человека. Мерзавка».
То же — с бургомистром (Игорь Кваша), предавшим друга:
«А вы за это время очень изменились, господин бургомистр».
Две серии картины совершенно разные.
- Первая — искрометная комедия, в ней полно шуток и блеска.
- Вторая — психологическая драма, трагедия, где герои, до этого легкие и понятные, вдруг серьёзнеют, «набирают вес».
Это тоже театральный прием — два акта в разных жанрах и в разном темпе. Как и многократно повторяющаяся в конце реплика «Присоединяйтесь к нам, барон», которую произносят самые разные персонажи. И когда барон не присоединяется, предпочтя, чтобы им пальнули из пушки, снова театральная метафора: Мюнхгаузен поднимается по бесконечной библейской «лестнице в небо».
Крылатые фразы, улетевшие в народ
- — Я не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть.
- — Он выгнал на улицу жену с ребёнком.
— Я не ребёнок, я офицер!
— Выгнал на улицу жену с офицером.
- — Ужасный мальчик, весь в отца.
- — Господи, ну чем ему Антия-то не угодила?
- — Война — это не покер, её нельзя объявлять, когда вздумается!
- — Всё в порядке, барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил передать, чтобы не расходились.
- — Сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.
- — Почему продолжается война? Они что у вас, газет не читают?
- — Есть пары, созданные для любви, мы же были созданы для развода.
- — Господи, ты ведь старше, ты мудрее, ты должен уступить. Господи, ты столько терпел, ну потерпи ещё немножко!
- — Свободная линия плеча, обуженные панталоны — вы могли бы стать примером для нашей молодёжи!
- — А уж пьёт его лошадь или не пьёт — это нас не волнует.
- — Завтра годовщина твоей смерти, ты хочешь испортить нам праздник?
- — Делайте что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведи.
- — Фрау Марта, у нас беда — барон воскрес!
- — Неужели вам обязательно убить человека, чтобы понять, что он живой?
- — Не торопитесь стать вдовой барона Мюнхгаузена, это место пока занято.
- — Мы перестали лазить в окно к любимым женщинам.
- — Господи, как умирать надоело!
- — Умное лицо — это ещё не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!