«Брат»

Единственный хороший фильм за последние 30 лет в РФ

Первыми фильм «Брат» Алексея Ба­лабанова увидели гости Каннского фестиваля в рамках внеконкурсной программы «Особый взгляд» 17 мая 1997 года. Овация после сеанса длилась минут десять.

А в июне картине уже аплодировал сочинский «Кинотавр». К сен­тябрю «Брат» стал популярным, а в декабре, после показа но телевидению — культовым.

Бюджет фильма был смешным — 100 тысяч долларов. Так что почти все актёры снимались бесплатно, в своей или взятой у знакомых одежде, в собственных квартирах. А деньги шли на плёнку. Работали за идею — и в итоге сняли фильм, поставивший под сомнение господствовавший в то время тезис, что российский кинематограф скончался.

Сюжет «Брата» достаточно простой: этакий русский Рэмбо, отслуживший в горячей точке, оказывается в диких джунглях бандитского Петербурга и силой оружия пытается найти своё место. Впрочем, Данила Багров (Сергей Бодров-младший) не супермен и к тому же он не отягощён ни особым интеллектом, ни нрав-ственными прин- общем-то, неплохой парень с обычной для того времени ка-шей в голове, оказавшийся не в самом лучшем месте и в не самую светлую эпоху. Он убивает и виноватых, и не очень. Единственная его мораль — защищать своих и помогать им.

К ним Данила относит брата Витю (Виктор Сухоруков), людей, которые ему симпатичны, как, например, Немец (Юрий Кузнецов), вагоновожатая Света (Светлана Письмиченко) или режиссёр Стёпа (Андрей Федорцов), и даже девушек, с которыми он случайно переспал. Остальные моральные постулаты ему неведомы, и Немец, олицетворяющий в фильме совесть, даже не пытается их объяснять Даниле: «Бог тебе судья».

Сам Бодров сравнивал своего героя с дикарём каменного века, живущим в мире, где нет правил — именно такой в картине представлена Россия 90-х годов.

Тем не менее зри-тели восприняли Данилу Багрова как «героя нашего времени» 90-х, хотя авторы картины такой задачи не ставили. Но тут уж сыграло свою роль сумасшедшее обаяние Сергея Бодрова. С его персонажа стали брать пример, причём даже в бытовом шовинизме, который проявлялся у Данилы явно не от большого ума.

Но главное, чем фильм «Брат» берёт зрителя, это очень узнаваемая атмосфера тех времён. Персонажи ленты будто бы вошли в кадр прямо с улиц города. Хмурый грязный Петербург, плохо одетые люди, нищета, пьянство, бандиты в малиновых пиджаках, и при этом — бурная культурная жизнь, сумасшедший интерес к музыке, в том числе к русскому року.

И пока в одной квартире происходит криминальная разборка, этажом выше андеграундные музыканты празднуют день рождения. Внизу убивают, а наверху пьют водку Вячеслав Бутусов из «Наутилус Помпилиус», Андрей «Дюша» Романов из «Аквариума», Наталья Пивоварова из «Колибри», а Настя Полева (группа «Настя») и Сергей «Чиж» Чиграков распевают песни. И Данила Багров разрывается: он должен быть среди бандитов, а ему хочется посидеть с музыкантами и полюбоваться своими кумирами.

Музыка — еще один яркий элемент фильма. В картине в основном звучат песни «Наутилус Помпилиус», благо Вячеслав Бутусов дружил с Балабановым, так что отдал записи бесплатно. Более того, он без гонорара снялся в картине и друзей по группе за собой притащил. Единственная материальная благодарность выразилась в клипе на песню «Во время дождя», звучащую в ленте, — его снял Балабанов, использовав кадры из фильма.

Прекрасный фильм, смотрите — не пожалеете.

Добавить комментарий

Back To Top