Осенний марафон

Осенний марафон

Оглавление

«Горестная жизнь плута»

Фильм «Осенний марафон», вышедший на экраны в январе 1980 года, его режиссёр Ге­оргий Данелия называл мужским фильмом ужасов.

«Горестная жизнь плута » — так назывался сценарий, напи­санный прекрасным Ленинградским драматургом Александром Воло­диным. Данелия получил сценарий после того, как три других режис­сёра так и не поняли, какое кино по нему можно снять.

История неудачника-интеллигента Бу­зыкина была хороша, режиссёр погом говорил, что снимал фильм о себе. В тот период он испытывал нечто похо­жее на переживания героев. Метания, а, в сущности, бег на месте главного ге­роя и есть тот самый марафон, вошед­ший в название фильма. К слову долго искали прилагательное. Злосчастный? Опасный? Грустный? Наконец, эпитет был найден — осенний. Главному пер­сонажу ведь 46 лет, если ещё не осень жизни, то, в принципе, её порог.

Переводчика Бузыкина можно счи­тать слабохарактерным размазнёй — он не может выбрать, с какой женщиной остаться, не способен выступить против несправедливости на работе, никак не соберётся закончить перевод книги любимого Скофилда.

Он вынужден изворачиваться и лгать. Но Данелия не «пригвождает» героя к стенке, потому что у Бузыкина доброе сердце и подобных ему, запутавшихся, прошедших жизнь до половины и оказавшихся в сумрачном лесу, очень мною. Надо быть успешным на работе, дома, в отношениях с детьми, — но не получается. Володин, как и Довлатов, писал в основном о том, как люди не умеют жить, вызывая к ним не пренебрежение, а сочувствие. На крупных планах мы видим потухшие глаза Бузыкина, и в финале всем понятно, что ничего в его «раскардашной» жизни не изменится, оттого больно и за него, и за окружающих его людей.

Бузыкиным могли стать Александр Калягин (его в этой роли видел Володин, но пробы ему не понравились), Леонид Куравлёв, Станислав Любшин, Николай Губенко. А вот Олега Басилашвили, который был в изначальном списке претендентов на роль, режиссёр сразу отверг. Артист в фильмах Эльдара Рязанова казался ему очень уверенным и властным, то есть совершенно не растерянным и неприкаянным Бузыкиным.

Однако ассистент по актёрам Елена Судакова всё-таки притащила Олега Валериановича на свидание с режиссёром. После разговора Георгий Николаевич подвёз Басилашвили на машине до Покровских ворот. И тут произошло чудо!

«Он вышел, я увидел в зеркало заднего вида: совсем другой человек стал. Кепка у него набок съехала, улицу не может перейти, рыпнется вперёд — и тут же назад. Так это же Бузыкин!»

Машинистку Аллу, любовницу Бузыкина, сыграла Марина Неёлова. У неё тогда тоже были нелады в личной жизни, ей хотелось всю свою боль высказать в первых же кадрах, что Данелия не устраивало. Какое-то время они общались при посредничестве Александра Володина, которому режиссёр сказал:

«Передай ей, что я буду снимать её только так, как надо мне, а не так, как она хочет».

Неёлова в итоге приняла условия, и больше конфликтов у неё с режиссёром не возникало. Сложно было и с Натальей Гундаревой, выбранной на роль жены Бузыкина Нины Евлампиевны — к каждому фрагменту в сценарии у неё были свои замечания. Данелия сказал актрисе:

«Если вы сами захотите снять фильм, я вам эту возможность предоставлю в своём объединении. Вы — законченный режиссёр».

И Гундарева подчинилась Георгию Николаевичу.

Замечательную роль сыграла в картине Галина Волчек — нелепую и бездарную переводчицу Варвару. Ей после выхода фильма на экран зрители говорили:

«Что же это режиссёр из вас такое страшилище сделал, вы же такая приятная в жизни».

А Евгений Леонов, которого Данелия снимал во всех своих фильмах, мог стать в «Осеннем марафоне» соседом Аллы, которого сыграл в итоге Николай Крючков, а стал Василием Игнатьевичем, соседом-алкоголиком Бузыкина, загнавшим в вытрезвитель датского профессора Хансена.

Профессором был Норберт Кухинке, корреспондент немецкого журнала «Штерн». Чтобы вызвать иностранца на съёмку, нужно было заручиться согласием Госкино, МИД, КГБ. Получить из всех этих организаций положительный ответ не получилось, и Данелия снял Кухинке на свой страх и риск.

Картина получила несколько наград, в том числе главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне и государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Георгий Данелия как-то сказал, что если бы ему предложили переснять ленту, он ничего не стал бы в ней менять. Он считает, что «Осенний марафон», «Мимино» и «Не горюй» — три фильма, снятые им «почти на пятёрку».

Крылатые фразы, улетевшие в люди

— Тостуемый пьёт до дна!

— Бузыкин, хочешь рюмашку? — Не-э. — А я люблю. Когда работаю. Допинг.

— Я говорил ему, а он: «Коктейль, коктейль!» Хиппи лохматый.

— Прибыли в Советский Союз? — Прибыл, да. — Надолго? — Надолго, но скоро уезжаю.

— Андрей, дом, где я спал, как называется? Трезвиватель?

— Хартия переводчиков, товарищ Лифанов, гласит, что перевод в современном мире должен содействовать лучшему взаимопониманию между народами. А вы своим… лепетом… будете только разобщать.

— А вот у вас за рубежом грибные леса есть? — За рубежом грибных лесов нет.

— На машинах понаехали, ханурики дешёвые.

Добавить комментарий

Back To Top