Брюс Ли о боевых искусствах
“Искусство Джит Кун До заключается в простом упрощении. Джит Кун До избегает поверхностного, проникает в сложное, проникает в суть проблемы и точно определяет ключевые факторы. Джит Кун До не ходит вокруг да около. Он не требует извилистых обходных путей. Он следует по прямой линии к цели. Простота — это кратчайшее расстояние между двумя точками. Джит Кун До предпочитает бесформенность, чтобы она могла принимать любые формы, и поскольку у Джит Кун До нет стиля, она может вписываться во все стили. В результате Джит Кун До использует все способы и ничем не связан”
— говорил Брюс Ли.
Джит Кун До был образцом для подражания Брюсом Ли, основываясь на его опыте рукопашного боя и самообороны. Первоначально Ли изучал Вин Чун, а также исследовал другие формы боевых искусств и примерно в 1962 году официально оформил боевое искусство под названием Чжун Фан Кунг-фу.
Однако примерно в 1964 году, после встречи с Вонгом Джек-мэном, Ли осознал ошибку привязывания себя к систематизированным боевым искусствам. После этого Ли начал страстно заниматься исследованиями, чтобы усовершенствовать свой способ занятий боевыми искусствами. В 1965 году он изложил основную концепцию Джит Кун До.
Не желая создавать другой стиль, который разделял бы ограничения, присущие всем стилям, он вместо этого описал процесс, который он использовал для создания:
“Я не изобрел “новый стиль”, составной, модифицированный или иной, который был бы установлен в отдельной форме отдельно от “этого“ метода или “того” метода. Напротив, я надеюсь освободить своих последователей от привязанности к стилям, шаблонам или формам. Помните, что Джит Кун До —
это просто используемое название, зеркало, в котором можно увидеть “самих себя”…Джит Кун До — это не организованное учреждение, членом которого можно быть. Либо вы понимаете, либо нет, и это все. В моем стиле нет никакой тайны. Мои движения просты, прямолинейны и неклассичны.
Экстраординарная часть этого заключается в его простоте. Каждое движение в Джит Кун До происходит само по себе. В этом нет ничего искусственного. Я всегда верю, что легкий путь — это правильный путь. Джит Кун До — это просто прямое выражение своих чувств с минимумом движений и энергии. Чем
ближе к истинному пути Кунг-фу, тем меньше потерь в выражении.Наконец, человек Джит Кун До, который говорит, что Джит Кун До — это исключительно Джит Кун До, просто не согласен с этим. Он все еще зациклен на своем самозакрывающемся сопротивлении, в данном случае привязан к реакционному шаблону, и, естественно, все еще связан другим модифицированным шаблоном и может двигаться в его пределах. Он не усвоил простой факт, что истина существует вне всех форм; шаблон и осознание никогда не являются исключительными. Еще раз позвольте мне напомнить вам, что Джит Кун До — это просто используемое название, лодка, на которой можно переправиться, а однажды переправившись, ее нужно выбросить, а не нести на спине”.
Ли заявил, что его концепция не накладывает все больше и больше вещей друг на друга, чтобы сформировать систему, а скорее выбирает лучшее из них. Метафора, которую Ли позаимствовал из чань-буддизма, заключалась в том, чтобы постоянно наполнять чашку водой, а затем опорожнять ее, и использовалась для описания философии Ли “отбрасывания того, что бесполезно”.
Ли считал традиционные боевые искусства, основанные на формах, в которых практикуются только заранее подготовленные шаблоны, формы и техники, ограничивающими и, в худшем случае, неэффективными в борьбе с хаотичными ситуациями самообороны. Ли верил, что настоящий бой был живым и динамичным.
Джит Кун До был задуман как динамичный, позволяющий его практикующим адаптироваться к постоянным изменениям и флуктуациям живого боя. Он считал, что эти решения должны приниматься в контексте “реального боя” и/или “тотального спарринга” и что только в этой среде практикующий может
действительно счесть технику достойной принятия.