Жестокий романс

Жестокий романс

Оглавление

«Бесприданница»

В 1984 году знаменитый коме­дийный режиссёр Эльдар Рязанов неожиданно вы­ступил в новом жанре: он снял трагическую мело­драму «Жестокий романс» по клас­сической пьесе Александра Остров­ского «Бесприданница».

Эта кар­тина стала одной из самых любимых в СССР, а зритель убедился: Рязанов умеет делать не только комедии.

«Бесприданницу» ставили на сцене бессчетное количество раз, были и две экранизации — Кая Ганзена в 1912 году и Якова Протазанова в 1936-м.

Эльдар Ря­занов заимствовал у Протазанова идею показа предыстории: у Островского дей­ствие пьесы происходит в один день, а всё, что предшествовало трагической развязке, дано в пересказе — в фильме же события длятся целый год.

Небогатая вдова Харита Огудалова (Алиса Фрейндлих) пытается выдать замуж свою красавицу-дочь Ларису (Лариса Гузеева), но без приданого её никто не хочет брать. Лариса влюблена в судовладельца Сергея Паратова (Никита Михалков), человека щедрого, сильного, живущего на широкую ногу. Но тот уезжает из города, и от него нет известий.

Отчаявшись, Лариса соглашается на первое же предложение о браке, — его делает почтовый чиновник Юлий Карандышев (Андрей Мягков), со скромным достатком, мелочный, страдающий из-за того, что богатые хозяева жизни его не замечают. Но перед самой свадьбой Паратов возвращается в город. И хотя он уже обручен с богатой невестой, соблазняет Ларису.

Хладнокровно наблюдающие за всем друзья дома Огудаловых купцы Мокий Кнуров (Алексей Петренко) и Василий Вожеватов (Виктор Проскурин) только этого и ждут: они бросают монетку, чьей содержанкой теперь станет падшая и опозоренная Лариса. Но взбешенный Карандышев убивает свою невесту.

Казалось бы, чем может быть близка история конца XIX века современному зрителю? Но Рязанов осовременил пьесу, причём не с помощью банального переноса действия в наше время, а более искусно и хитро. Этот фильм — злой эксперимент: сильно ли мы изменились за полтора века? Может ли такой мерзавец, как Паратов, с помощью денег, размаха и шика обаять зрительниц так же, как он обаял Ларису? Оказалось — да.

Эльдар Рязанов вместе с Никитой Михалковым намеренно в каждом эпизоде добавляли все больше штрихов к образу Паратова, рисовали его широкими мазками. В итоге получился роскошный барин, который с помощью исключительно внешних эффектов с каждой сценой всё сильнее влюбляет в себя и Ларису, и зрительниц.

Режиссер жестоко издевается над этой готовностью обмануться показухой, желанием увидеть за широкими жестами глубокое содержание, которого в Паратове, к сожалению, нет. Рязанов жесток и с мужчинами: те, видя, как легко герой Михалкова покоряет женские сердца, испытывают искушение уподобиться ему.

По законам жанра

Эльдар Рязанов не зря назвал свой фильм не «Бесприданница», а «Жестокий романс»: этот музыкальный жанр стопроцентно соответствует сюжету. Ведь жестокие романсы, как правило, повествуют о соблазнённых девах, поддавшихся страсти и теперь вынужденных погибнуть или всю жизнь страдать.

И хотя мелодрама и без того предполагает накал страстей, режиссёр довёл напряжение до отчаянной крайности, свойственной именно романсу. Потому вполне целомудренная у Островского Лариса в своём экранном воплощении уже с первых кадров изнемогает от любви к Паратову, а в финале безрассудно отдаётся ему. За эту вольность, кстати, Рязанову здорово досталось от критики. Но таков жанр!

Название фильма заставило и вывести на первый план музыкальную одарённость Ларисы Огудаловой, описанную Островским: в картине постоянно звучат жестокие романсы — они ведут тему, передают переживания и предчувствия героини.

А благодаря музыке Андрея Петрова почти все «крылатые фразы» улетели в народ. Особенно полюбились зрителям «Под пасхой плюшевого пледа» на стихи Марины Цветаевой, «А напоследок я скажу» на стихи Беллы Ахмадулиной, «Любовь — волшебная страна» на стихи Эльдара Рязанова.

Но самой знаменитой песней всё же стала «А цыган идёт» англичанина Редьярда Киплинга, более известная как «Мохнатый шмель» — её в картине исполняет Никита Михалков.

Добавить комментарий

Back To Top