Ю. Гагарину в 1965 году подарили Matra Djet в 1965 году
Matra Djet — французский спортивный автомобиль, первоначально разработанный и продаваемый Рене Бонне. Под названием Bonnet Djet это был первый в мире серийный дорожный автомобиль со средним расположением двигателя сзади.
Различные версии автомобиля выпускались с 1962 по 1967 год и продавались под различными названиями, включая René Bonnet Djet, Matra-Bonnet Djet, Matra Sports Djet и, наконец, Matra Sports Jet.
Автомобиль появился под названием René Bonnet Djet в июне 1962 года. Позднее эта модель стала известна как Djet I. Бонне назвал ее «Djet», поскольку хотел, чтобы носители французского языка произносили ее скорее как английское слово «jet», а не как французское «jet». Название часто стилизуется как «Д’Джет» или «D’jet».
На момент запуска Djet стоил 20 000 французских франков, столько же, сколько его гораздо более крупный и роскошный современник Facel-Vega Facellia. Капот не впечатлял уровнем отделки, а кузов из стекловолокна с односторонним покрытием создавал чрезвычайно шумную обстановку внутри. Боннет полагал, что рекордов конкурса Djet и его компании будет достаточно, чтобы убедить публику приобрести его, но этому не суждено было сбыться.
Когда у Bonnet возникли финансовые проблемы, Matra, которая уже поставляла как кузова, так и завод для Djet, в октябре 1964 года приобрела René Bonnet Automobiles и ее долги.
Производство оригинального Djet было прекращено в декабре 1964 года. Президент Matra Марсель Шассаньи счел это прекрасной возможностью для Matra выйти на автомобильный рынок.
Шассаньи нанял Жан-Люка Лагардера из конкурентов по аэронавтике Avions Марселя Дассо для руководства недавно созданными подразделениями Matra Sports и Engins Matra. Бывший дизайнер Simca Филипп Гедон был нанят для модификации оригинального капота Djet.
Автомобиль стал немного больше, его размеры составили 4220 мм (166,1 дюйма) в длину, 1500 мм (59,1 дюйма) в ширину и 1200 мм (47,2 дюйма) в высоту, а вес — 660 кг (1455 фунтов).
Производство возобновилось в апреле 1965 года с двумя новыми версиями; Matra-Bonnet Djet V и Djet V S, последняя имела двигатель, настроенный Gordini.
Во время своего турне по Франции в 1965 году правительство Франции подарило Юрию Гагарину купе Matra-Bonnet Djet V.S. Позже автомобиль был сфотографирован с советскими номерными знаками. Производство постепенно было перенесено со старого завода Bonnet, и последние реактивные самолеты полностью собирались на домашнем заводе Matra в Роморантен-Лантене.
После Парижского автосалона в 1965 году римские цифры и название капота были сняты. Теперь автомобиль назывался Matra Sports Djet 5.
В 1966 году появилась версия с более мощным двигателем Gordini, и название Djet было изменено в пользу его первоначального значения: реактивный.
Модельный ряд теперь состоял из Jet 5 (1108-кубовый двигатель Renault 8 Major), Jet 5S (1108-кубовый двигатель Renault 8 Gordini) и Jet 6 (1255-кубовый двигатель Renault Gordini).