Оглавление
Странный и прекрасный фильм о людях на Гражданской войне
Странный, непривычный фильм о Гражданской войне увидели зрители, пришедшие 21 октября 1968 года на премьеру картины Евгения Карелова «Служили два товарища». Неожиданно для себя они начали сопереживать нс только красным, но и белым, которые тоже были честными, порядочными, готовыми отдать жизнь за Родину.
Казалось бы, сюжет — типичный для приключенческого фильма. Красноармейцу Андрею Некрасову (Олег Янковский), который до революции работал фотографом, поручают воздушную разведку: он должен с аэроплана снять на трофейную кинокамеру укрепления белых на Перекопе.
В напарники ему дают разжалованного в рядовые командира роты Ивана Карякина (Ролан Быков). Самолет падает, пилот погибает, и два товарища пробираются с отснятым материалом к своим. Вроде есть и погони, и стрельба, и героизм, и удача — да только фильм получился не об этом. А о трагедии, которая развела по разные стороны, в общем-то, неплохих людей, вынужденных убивзть друг друга.
Некрасов — интеллигент. Но обычно интеллигентов изображали говорливыми хлюпиками. А герой Янковского высок, силен и молчалив. Зато трещит без умолку беззаветный борец за революцию Карякин. Он неидеален: его бросает из крайности в крайность, он Некрасову то верный друг, то идейный враг, чуть что хватающийся за револьвер. Им движет лишь «революционное сознание». Иван то обвиняет Андрея в предательстве:
«Происхождением чуждый, вёл злые разговоры против революции, и эту пленку он нарочно загубил», то лезет мириться: -Я ж думал ты враг революции, вот сердце и закипело. А теперь сам вижу, что ошибился, так что давай обратно дружиться».
В картине вообще не имеет значения, кто красный, а кто белый. Важно, остались ли люди людьми или позволили войне изувечить душу. Например, командир полка (Анатолий Папанов) сохранил в себе человеческое, а комиссар (Алла Демидова) стала настоящим монстром. Белый полковник Васильчиков показан человеком чести. Проиграв сражение, он вместе со своими офицерами предпочел утопиться, но не сдаваться — красные только смотрят с Турецкого вала на их шеренгу, исчезающую в волнах. Казалось бы, стал человеком войны и поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий) — последний патрон он тратит, чтобы убить первого попавшегося красного, которым оказывается Некрасов, но вскоре и сам стреляется, будучи не в силах жить без страны, потерянной навсегда.
Режиссёр Евгений Карелов вовсю пользовался теорией -монтажа аттракционов», разработанной в 20-е годы Сергеем Эйзенштейном: он вызывал у зрителя эмоции с помощью точно просчитанных деталей. Это и пристальный взгляд махновца, наблюдающего, как медленно садятся в тачанку Некрасов и Карякин, и отряд белых, входящих в морские волны, и Иван, распевающий в аэроплане «Из-за острова на стрежень», и документальная хроника, якобы отснятая оператором Андреем Некрасовым, — именно на ней герой Олега Янковского улыбается, единственный раз за весь фильм.
Но самый, пожалуй, сильный кадр — это конь Абрек, мечущийся по набережной, а затем бросающийся в море за кораблём, на котором уплывает из России его хозяин — поручик Брусенцов. Специалисты считают этот момент таким же эмоционально мощным, как коляска на одесской лестнице в «Броненосце «Потёмкине».
«Виновниками» необычных для отечественного кино характеров стали сценаристы Валерий Фрид и Юлий Думский. Симпатии к советской власти им отбила десятилетняя отсидка в сталинских лагерях в качестве «врагов народа». И героям своих фильмов они часто давали имена лагерных друзей, чтобы те увидели и откликнулись.
В «Служили два товарища» таким героем стал поручик Брусенцов — полный тезка бывшего лейтенанта Брусенцова, сидевшего с Юлием Думским в лагере под Курском. Но он не откликнулся: скорее всего, не дожил.
Крылатые фразы из фильма, улетевшие в народ
- Вот пуля пролетела — и ага.
- Опять расстрелять! Это скоко ж можно!
- Эй, фотограф, запечатли мою личность!
- Я узнала вас. Вы пытали меня в контрразведке. вы белый офицер! Посмотрите на свои руки — они у вас в крови!
- Ты чего невесёльй, Андрей — держи хвост бодрей!
- Что ты будешь делать! Каждый поручик — Бонапарт, каждый, едри его палку, принц Савойский. Только воевать некому.
- Какой сюрприз, кто бы мог подумать.