Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Оглавление

Прекрасный дуэт Ливанова и Соломина

Телефильм Игоря Масленникова о ве­ликом лондонском сыщике впервые показали 22 марта 1980 года, сразу обе серии — до и после программы «Время». С этого момента у советских зри­телей образы Шерлока Холмса и доктора Джона Ватсона стали навсегда связаны с актёрами Василием Ливановым и Виталием Соломиным.

О том, что это будет сериал, ни­кто ещё не знал. Но на телевиде­ние сразу стали приходить мешки писем с просьбами снять продол­жение. Так что Холмсу с Ватсоном пришлось появиться ещё в четырёх картинах. Съёмки в общей сложно­сти продолжались восемь лет — по­следний фильм «Двадцатый век на­чинается» вышел в 1986 году.

Мало того что сериал полюби ли в СССР, его ещё и признали одной из лучших в мире экранизаций Конан Дойла, а Василия Ливанова — лучшим не британским актёром, сыгравшим Холмса, его портрет висит в музее на Бейкер-стрит, 2216.

Возможно, одной из причин такого успеха стала необычность подачи: фильмов о Холмсе к концу 70-х годов в мире сняли уже множество, четыре ленты только в Советском Союзе, и всюду главный герой был один — Шерлок Холмс. Ватсон показывался вскользь, схематично. И это было, как правило, не очень интересно: каким бы колоритным ни был сыщик, без полноценного партнёра, отношения с которым раскрыва-ли бы его характер, образ получался скучным, плоским, однобоким. У Масленникова впервые доктор Ватсон стал таким же главным героем, как и Холмс. Зритель увидел не просто детектив, а настоящую человеческую историю. С тех пор почти все фильмы о Холмсе снимались именно так.

Более того, детективная составляющая сюжета ушла на второй план, а на первый вышли отношения Холмса и Ватсона. Вот почему оператор Юрий Векслер так часто показывает лица героев, да ещё и так ставит свет, что изображения, несмотря на статичность, получаются эмоциональными и немного картинными.

Кстати, Масленников использовал незаметный для зрителя приём: у него пара Холмс — Ватсон живёт по законам комедийного жанра! Это произвело на публику неизгладимое впечатление — герои вроде серьёзные, но такие смешные! Блестящий дуэт Ливанова и Соломина дополнили прекрасные комедийные актёры Рина Зелёная (миссис Хадсон) и Борислав Брондуков (инспектор Лестрейд). Благодаря этой четвёрке фильм наполнился иронией, тротеском и даже отчасти пародийностью на нравы Викторианской эпохи.

Ещё один фактор, принёсший успех сериалу Масленникова, — музыка Владимира Дашкевича. Он сумел выполнить задачу, поставленную перед ним режиссёром: написать торжественную, имперскую, но при этом тонкую, лиричную, временами нежную мелодию. Музыка получилась настолько британской, что коллеги Дашкевича даже долго потом спорили, кто из английских композиторов «напел» ему такой великолепный мотив. Но похожих мелодий ни у кого найти не сумели. А смотреть надо было не на англичан, а на немца — Иоганна Себастьяна Баха и его знаменитую токкату и футу ре-минор. Дашкевич не списал оттуда ни одного аккорда, ни одной модуляции, но влияние этого мощного произведения чувствуется отчётливо.

Немудрено, что и музыка из фильма производит почти такое же сильное впечатление.

Крылатые фразы, улетевшие в народ

  • — Элементарно, Ватсон!
  • — Овсянка, сэр.
  • — За кого меня принимают в этой гостинице? За дурачка? За дурачка.
  • — Бездоказательно, дорогой профессор, бездоказательно!
  • — Доставим быстрее ветра, святой отец. Но, старушка Меддоуз!
  • — Самый совершенный мозг в мире ржавеет без дела.
  • — Пришёл, наследил, испортил ха-а-арошую вещь.
  • — Ну и методы у вас в Скотленд-Ярде.
  • — Мозг человека — огромный чердак, в который можно запихнуть всё что угодно. Дурак так и делает.
  • — Говорят, так воет собака Баскервилей.
  • — Орхидеи ещё не зацвели.
  • -Я к вашим услугам, профессор!

Добавить комментарий

Back To Top