Оглавление

Владимир Семенович Высоцкий

Высоцкий Владимир Семенович – 25.1.1938, Москва – 25.VII.1980, там же; похоронен на Ваганьковском кладбище — поэт, актер театра и кино, автор и исполнитель песен.

Родился в семье служащих. Отец, Семен Владимирович, уроженец Киева, окончил Военную академию связи, участник Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна (урожд. Серегина), родилась в Москве, по специальности переводчик. Первые годы жизни Высоцкий прошли в Москве; в начале Великой Отечественной войны Высоцкий с матерью эвакуируется на Урал, в г. Бузулук Оренбургской обл. Спустя два года они вновь возвращаются в Москву.

С 1947 по 1949 г. Высоцкий живет в г. Эберсвальде, в Германии, где служит его отец. В эти годы воспитанием Высоцкий занимается в основном Евгения Степановна Высоцкая-Лихалатова, вторая жена его отца, под руководством которой Высоцкий занимается музыкой — берет уроки игры на фортепьяно у приходящего в дом учителя-немца. По возвращении в Москву Высоцкий продолжает жить в семье отца; весной 1955 г. переезжает жить к матери.

По окончании школы (1955) Высоцкий поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который вскоре оставляет, проучившись в нем всего один семестр. Еще будучи школьником, Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя на ул. Горького, которым в то время руководил артист МХАТа В. И. Богомолов, первым заметивший у Высоцкого актерское дарование. В 1956 г. после серьезной подготовки Высоцкий выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского. В студенческие годы Высоцкий — один из постоянных авторов и участников многочисленных “капустников”; Высоцкий пишет стихи, пародии, куплеты, экспромты.

По окончании студии (1960) Высоцкий играет на столичной сцене: в театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробуется в театр “Современник”. С 1964 г. В.- актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, которым руководит Ю. П. Любимов. На сцене этого театра Высоцким сыграны такие роли, как Галилей (Б. Брехт. “Жизнь Галилея”), Хлопуша (С. Есенин. “Пугачев”), Гамлет (У. Шекспир. “Гамлет”), Лопахин (А. Чехов. “Вишневый сад”), Свидригайлов (Ф. Достоевский. “Преступление и наказание”).

С конца 50-х гг. Высоцкий также активно работает в кино, где им сыграно около 30 ролей, в т. ч. фон Корен (“Плохой хороший человек”, реж. И. Хейфиц. “Ленфильм”, 1973 г.; по повести А. Чехова “Дуэль”), за исполнение которой Высоцкий присужден приз “Харибда” на кинофестивале наций (май 1974) в г. Таормина (Италия). Роль Высоцкого в телевизионном фильме “Место встречи изменить нельзя” (реж. С. Говорухин, 1979; по роману бр. Вайнеров “Эра милосердия”) отмечена Гос. премией СССР 1987 г. (посмертно). Последней киноработой Высоцкий стала роль Дон Гуана в телевизионном фильме “Маленькие трагедии” (реж. М. Швейцер. “Мосфильм”, 1980; по произведениям А. С. Пушкина).

С середины 60-х гг. Высоцкий начинает работать в кино не только как актер, но и как автор песен. Один из первых фильмов, где звучали песни Высоцкого,- “Я родом из детства” (“Беларусьфильм”, 1966). Однако сам Высоцкий в качестве своего дебюта в кино неоднократно называл фильм ленинградских документалистов “Срочно требуется песня” (реж. С. Чаплин. Ленинградская студия кинохроники (Леннаучфильм), 1967), который был снят в Ленинграде 18 января 1967 г. во время одного из вечеров авторской песни в клубе “Восток”.

Начало своего творческого пути Высоцкий связывал с влиянием на него Б. Окуджавы:

“Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам”.

Первой своей песней Высоцкий считал “Татуировку” (1961), которая была написана в Ленинграде.

Творчество Высоцкий начального периода (1961 — 1964) опиралось в основном на традиции “блатного” фольклора и городского романса и носило скорее характер пародии, вариации на “блатные” темы. По свидетельству самого В., первые его произведения предназначались только для узкого круга друзей (В. Шукшин, А. Тарковский, Л. Кочарян, А. Макаров и др.):

“…была такая атмосфера доверия, непринужденности полной и, самое главное, дружественная атмосфера. (…) То есть это был такой способ что-то сообщить и как-то разговаривать с моими близкими друзьями”.

Большинство ранних произведений позволяли, с одной стороны, реализовать артистическое начало Высоцкого, а с другой — проникать “в иную этическую, культурную и социальную сферу”. Важнейшим средством выражения авторского отношения к персонажу в произведениях Высоцкого этого периода является ирония. Тюремная тематика разрабатывается Высоцким не в традициях “блатного” фольклора с его конкретно-детальным воспроизведением ситуации, а в символическом ключе, “способствуя философской, этической разработке проблем личностной и творческой свободы-несвободы”.

Интонационная палитра творчества Высоцкого этого периода достаточно разнообразна: от иронико- пародийных (“Татуировка”, “Городской романс”) до драматично-исповедальных (“За меня невеста отрыдает честно”, “Ребята, напишите мне письмо”). В жанровом отношении этот слой творчества Высоцкого более однороден: в основном это песни с ярко выраженным стилизационным моментом. Эстетика и поэтика “блатной” песни воспроизводились Высоцким порой столь точно, что многие его произведения уже тогда, в первой половине 60-х гг., воспринимались как городской фольклор.

В октябре 1963 г. в спектакле Московского театра драмы и комедии по Л. Карелину “Микрорайон” (реж. П. Фоменко) были использованы две песни Высоцкого: “В тот вечер я не пил, не пел” и “Я в деле и со мною нож”, но “ни в афише, ни в программках фамилии Высоцкого не было, и многие воспринимали эти песни как фольклор”.

К середине 60-х гг. в творчестве Высоцкого наметился кризис; приход Высоцкого в только что реорганизованный Театр драмы и комедии на Таганке (1964) во многом обусловил выход Высоцкого из этого кризиса. Яркая индивидуальность театра, его интеллектуальная направленность привлекли к нему многих интересных людей (К. Симонов, Ф. Абрамов, Ю. Трифонов, А. Солженицын, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Д. Шостакович, А. Шнитке, П. Капица и мн. др.). Благодаря одобрению и поддержке нового окружения, к Высоцкому приходит ощущение востребованности своего творчества: яркий, искренний, необычный мир песен Высоцкого был нужен молодому театру, продолжавшему традиции Мейерхольда и Брехта, а песням Высоцкого нужен был театр, в котором они звучали бы “не как вставные номера… а как необходимая часть спектакля”.

Написав первый раз музыку к стихам А. Вознесенского для спектакля “Антимиры” (1965), Высоцкий начинает много работать для театра. Первой песней Высоцкого, профессионально исполненной в спектакле (“Десять дней, которые потрясли мир”, 1965), была песня белых офицеров “В куски разлетелася корона”. В этот период (1964-1968) происходит тематическое и жанровое расширение творчества Высоцкого: отклики на политические события (“китайский” цикл), на события личной жизни (“Мой друг уедет в Магадан”), зарисовки фельетонного характера (“Песня завистника”, “Перед выездом в загранку”).

В это же время появляются первые песни-сказки Высоцкий “О нечисти”, “Про джинна”, “Про дикого вепря”, “О несчастных сказочных персонажах”, антисказка “Лукоморья больше нет” и др. Еще в начале 60-х гг. Высоцкий увлекается фантастикой, знакомится с писателями- фантастами С. Леммом, бр. Стругацкими, А. Громовой и др. Интерес Высоцкого к этой теме выразился в цикле “фантастических” произведений: “В далеком созвездии Тау Кита”, “Песня космических негодяев”, “Каждому хочется малость погреться” (1966). Одновременно с этим появляются первые “спортивные” песни: “О сентиментальном боксере”, “О конькобежце на короткие дистанции”.

В эти годы по- новому начинает звучать военная тема, которая в раннем творчестве была переплетена с тюремной (“Штрафные батальоны”, 1963) и впоследствии нередко обнаруживала свою с ней связь (“Песня о госпитале”, “Все ушли на фронт”, “Песня о звездах”; все — 1964). В 1965 г. в спектакле Театра на Таганке “Павшие и живые” (поэт, композиция по произведениям поэтов военного поколения) звучала песня Высоцкого “Солдаты группы “Центр”, а в 1966 г. в фильме В. Турова “Я родом из детства” (“Беларусьфильм”) прозвучало несколько песен Высоцкого, в т. ч. “Братские могилы” в исполнении М. Бернеса. В этом же году Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина “Вертикаль” (Одесская к/с), для которой пишет цикл “альпинистских” песен: “К вершине”, “Песня о друге”, “Военная песня” и др.; на первый план выдвигается лирическое начало.

К концу 60-х гг. эта тенденция заметно усиливается, чему в значительной степени способствуют личные обстоятельства жизни поэта (знакомство летом 1967 г. с будущей женой — Мариной Влади, французской актрисой театра и кино русского происхождения (настоящее имя — Марина Владимировна Полякова-Байдарова), ставшей адресатом многих произведений поэта (“Дом хрустальный”, “То ли — в избу и запеть…”, “Я верю в нашу общую звезду”, “И снизу лед и сверху — маюсь между” и др.). К концу 60-х гг. относятся первые (в основном-нотные) публикации произведений В.: “Братские могилы”//Новые фильмы.- 1967.- Февр.; “Песня о друге”//Там же.- Июль; Турист.- 1967.- № 9; Песни радио и кино.- М., 1968, и др.

В это же время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику произведений Высоцкого, им было отказано не только в художественности, но и в “высокой идейности, подлинной гражданственности”. “Высоцкий поет от имени <…> людей порочных и неполноценных. Это распоясавшиеся хулиганы” .

Поэтическим откликом Высоцкого на эти события стала “Охота на волков” (1968), получившая трагическое звучание. Трагедия отдельной личности возведена здесь до уровня общечеловеческой. В контексте эпохи это произведение воспринималось как своеобразный художественный документ, отразивший процесс завершения недолгой “оттепели” и укоренения в обществе антидемократических тенденций.

В эти годы Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть “Жизнь без сна” (1968, название дано при первой публикации в парижском журнале “Эхо” (1980.-№ 2); в отечественном самиздате распространялась под названием “Дельфины и психи”; в СССР впервые опубл.: Совершенно секретно.- 1989.- № 3), заявка на киносценарий “Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербурга” и киносценарий “Как-то все вышло…” (1969-1970). Но ни один из замыслов Высоцкого реализовать не удалось. В 1970-1971 гг. Высоцкий работает над поэмой для детей “Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного” в 2 частях для издательства “Детская литература”, которым она так и не была принята.

В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе У. Шекспира “Гамлет” (перевод Б. Пастернака, режиссёр Ю. Любимов; премьера – 1971), где Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкий стала вехой не только на его актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все последующее творчество Высоцкого. Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой связанности и ответственности, так или иначе окрашенные “гамлетовской” темой: “Бег иноходца” (1970), “Горизонт” (1971), “Кони привередливые” (1972). Одно из центральных мест в поэзии Высоцкого этого периода (1968- 1973) занимает стихотворение “Мой Гамлет” (1972), в котором размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета.

В жанровом отношении этот период творчества Высоцкого более однороден, чем предшествующий: наряду с лирико-философским монологом Высоцкий все чаще обращается к жанру баллады. “Гамлетовским” содержанием наполнен цикл баллад, написанный Высоцкий к фильму “Бегство мистера Мак-Кинли” (реж. М. Швейцер. “Мосфильм”, 1973): “Баллада о маленьком человеке”, “Баллада о манекенах”, “Баллада об уходе в рай”, “Прерванный полет” и др. Впервые появляются произведения исповедальной (“Я не люблю”, 1969; “Маски”, 1971; “Памятник”, 1973; “Когда я отпою и отыграю”, 1973, и др.) и любовной лирики (“Мне каждый вечер зажигает свечи”, 1968; “Маринка, слушай, милая Маринка”, 1969; “Нет рядом никого, как ни дыши”, 1969; “Люблю тебя сейчас”, 1973, и др.).

Одновременно с этим формируется и собственно лирический герой Высоцкого. Появление “полнокровного лирического героя” особенно заметно в произведениях, отражающих внутреннюю рефлексию героя, его душевные искания, колебания, сомнения и момент их преодоления (“Моя цыганская”, 1967/1968; “Банька по-белому”, 1968; “В среду”, 1969), а также в “военных” балладах. В этот период созданы наиболее значительные произведения о войне — “Песня о Земле” (1969), “Он не вернулся из боя” (1969), “Мы вращаем Землю” (1972) и др. Свою приверженность этой теме сам Высоцкий объяснил так:

…Мы дети военных лет — для нас это вообще никогда не забудется.

В лучших произведениях о войне Высоцкий достигает вершин трагического звучания (“Все теперь — одному,- только кажется мне-/Это я не вернулся из боя”). В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает свою первую автомобильную зарубежную поездку, впечатления от которой нашли отражение в цикле стихов “Из дорожного дневника”. Позднее первое стихотворение этого цикла “Ожидание длилось, а проводы были недолги” опубликовано с купюрами в альманахе “День поэзии. 1975” (М., 1975. — С. 139-140). Это была единственная прижизненная публикация стихов Высоцкий в подобном издании.

В эти годы Высоцкий часто выезжает за границу, подолгу живет в Париже, где работает над циклами, заказанными ему реж. С. Тарасовым для фильма “Стрелы Робин Гуда” и драматургом Э. Володарским для спектакля “Звезды для лейтенанта”. В 1977 г. Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике “Юманите” и на вечере советской поэзии в “Павийон де Пари” с группой поэтов (К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, О. Сулейменов, В. Коротич и др.).

В последующие годы (1978-1979) Высоцкий много выступает за рубежом: в Германии, Италии, США, Ка-наде. В 1979 г. Высоцкий- один из участников альманаха “Метрополь”, организованного Вик. Ерофеевым и В. Аксеновым, исключенными впоследствии из Союза писателей. В этот альманах Высоцким было представлено около 20 произведений, разнообразных как в жанровом отношении, так и по времени их написания: от самых ранних (“Ребята, напишите мне письмо…”) до более зрелых (“Банька по-белому”, “На смерть Шукшина”, “Горизонт”).

Наиболее зрелый этап — 1973-1980-е гг. Высоцкий достигает широкого охвата действительности при глубоком, философском ее осмыслении. Центральное место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы — от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Пророческое предчувствие смерти, подкрепленное мессианскими настроениями (“Ушел один — в том нет беды.- /Но я приду по ваши души!”), придает поздней лирике Высоцкого глубоко трагическое звучание.

Для этого этапа творчества Высоцкий наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым началом (“Две судьбы”, “Притча о Правде и Лжи”). Смысловая полифония, многозначность образов в сочетании со значительным углублением исповедальное™, лиричности придает многим произведениям Высоцкого этого периода оттенок поэтического откровения (“Упрямо я стремлюсь ко дну…”, “Райские яблоки”, “Мне судьба — до последней черты, до креста” и др.).

В 70-е гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски: “Зеленый фургон” (по А. Козачинскому; инсц. Е. Метельской, реж. Б. Тираспольский, 1975), “Мартин Иден” (по Д. Лондону; пост. А. Эфроса, 1976), “Незнакомка” (по А. Блоку) и “Маленькие трагедии” (по А. Пушкину), обе постановки реж. А. Эфроса, 1978-1979. Большой цикл написан Высоцким для музыкальной сказки “Алиса в Стране чудес” по Л. Кэрроллу (инсц. О. Герасимова, 1977). В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре, однако постепенно им овладевает желание оставить (хотя бы на время) сценическую деятельность и больше внимания уделять литературному творчеству.

В конце 70-х гг. Высоцкий работает над прозой (“Роман о девочках”, 1977), киносценарием (“Венские каникулы”, в соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре (репетирует совместно с А. Демидовой спектакль по пьесе Т. Уильямса “Игра для двоих”), вынашивает идею создания “авторского” кино:

“Сам режиссер, самому сниматься, самому писать песни и их петь — в общем, все делать самому, как в песне. Сделать кино как песню”.

Однако и этим замыслам не дано было осуществиться. 25 июля 1980 г. в своей московской квартире на Малой Грузинской ул. Высоцкий скончался от сердечного приступа.

Влади и Кобзон

Иосиф Кобзон почти 40 лет не разговаривал с Мариной Влади, обидевшись на книгу ее воспоминаний и необоснованно обвинив актрису во лжи.

Владимир Высоцкий и Иосиф Кобзон всегда были хорошими друзьями. Однажды бард даже подарил свой нательный крест первенцу Кобзона Андрею, когда Иосиф Давыдович забирал их с женой из роддома. Тепло Кобзон относился и к жене певца, знаменитой француженке Марине Влади. Но вот после ухода Высоцкого из жизни в 1980 году ситуация резко изменилась.

Как писала Влади в своей книге «Владимир, или Прерванный полет», Кобзон якобы предлагал директору Ваганьковского кладбища «пачки сторублевок», чтобы выбить место для могилы поэта. Кобзон страшно на это обиделся и обвинил актрису во лжи и непорядочности.

«Влади врет… Да ее даже в Москве не было! Пишет, что я какие-то пачки денег вытаскивал»,

— возмущался певец в разговоре с «Комсомольской правдой».
А еще позднее Иосиф Давыдович обиделся на вдову Высоцкого за то, что она целых три года тянула с установкой монумента на могиле Высоцкого.

В итоге двое близких Владимиру Семеновичу людей отказались даже разговаривать друг с другом, и это продолжалось 38 лет — до тех самых пор, пока в августе 2018 года не стало уже и Иосифа Кобзона.