Фильм «Собачье сердце», впервые показанный вечером 19 ноября 1988 года по советскому те­левидению, смотрел подготовленный зритель: за год до этого в журнале «Знамя» опубли­ковали одноимённую повесть Ми­хаила Булгакова, которая многие годы была под запретом и распро­странялась только в самиздате. А тут её прочитала вся страна – журнал передавали из рук в руки.

Повесть вызвала восторг, так что экра­низация не могла не привлечь вни­мание. Вопрос был только один: пон­равится ли фильм Владимира Бортко? Теперь мы знаем ответ: да, понравился. Более того, картина признана лучшим экранным воплощением «Собачьего сердца».

Булгаков написал свою фантастическую повесть в 1925 году, и писал её про своих современников. Что же сделал и Владимир Бортко: фильм о том, к чему могут привести эксперименты, плохо совместимые с моралью. В картине их сразу два.

  • Один – медицинский: знаменитый хирург Преображенский пересадил псу Шарику семенные железы и гипофиз алкоголика Клима Чугункина, погибшего в пьяной драке. И вместо ласкового пса получил монстра, моральное чудовище.
  • Второй – социальный, поставленный над всей страной: первые роли в государстве стали играть Швондеры, и наступила разруха. При этом гомункул Шариков, как ни странно, отлично вписался в новую жизнь, в отличие от создавших его Преображенского и доктора Борменталя. Но если профессор признал, что его опыт оказался ошибкой, и вернул Шарика в исходное состояние, то авторы социального эксперимента так свою неудачу и не признали.

Владимир Бортко специально стилизовал фильм под 20-е годы прошлого века: картина снята в сепии, а свет ставился так, как было принято в немых фильмах тех лет. Периодически используется псевдохроника: изображение движется быстрее, будто оно снято на старую плёнку, когда скорость была не 24, а 14 кадров в секунду.

Но самая главная удача режиссёра – это подбор актёров. И если профессора Преображенского и доктора Борменталя играли уже признанные мастера Евгений Евстигнеев и Борис Плотников, то на роль Шарикова Бортко нашёл никому тогда не известного Владимира Толоконникова из алма-атинского драмтеатра. И он совершенно не по-терялся на фоне более именитых коллег.

Более того, Толоконников позволял себе импровизации, небольшие отступления от булгаковского текста, добавления, а режиссёр и партнёры по площадке это только приветствовали. Шариков получился настоящим псом, даже будучи человеком. Необычный, сложный, неоднозначный образ создал и сверхпопулярный в то время эстрадный артист Роман Карцев, сыгравший Швондера – это была не первая его работа в кино, но, пожалуй, на тот момент самая крупная и удачная.

«Собачье сердце» – далеко не комедия, это, скорее, философская притча. Тем не менее фильм разошёлся на цитаты, что совсем не характерно для этого жанра. И даже песни, написанные Юлием Кимом и Владимиром Дашкевичем, завоевали популярность. Правда, не все зрители догадывались, что частушки Шарикова или марш красноармейцев были написаны специально к фильму, а не пришли из 20-х годов.

Реплика режиссёра Владимира Бортко:

– Я снимал фильм по повести замечательного писателя Михаила Булгакова, а когда работаешь с таким автором, мне кажется, просто нельзя снимать плохо. Мне удалось прикоснуться к прекрасному человеку, великому литератору. И фильм получился про то время, про перестройку, хотя никаких антисоветских идей мы в него вообще-то не вкладывали.