Оглавление
Фильм о сталинских репрессиях
Фильм Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…», вышедший в июне 1988-го, страна будто ждала: перестройка только набирала обороты, и в печати начали появляться материалы о сталинских репрессиях. Интерес к этой теме был огромный, люди жадно узнавали правду о себе, своих близких, об истории государства. Так что картину Прошкина только за первые два месяца посмотрели 32 миллиона человек. А за год — 64 миллиона.
О ГУЛАГе и репрессиях старшее поколение в те годы знало немного — лишь то, что говорилось во времена хрущёвской оттепели. Знало, но молчало. А для молодёжи все это было настоящим откровением. А ведь живы ещё были люди, которые помнили, что происходило в 1953 году. Большинство членов съемочной группы застали смерть Сталина и последовавшие затем события школьниками, то Анатолий Папанов был в то время уже ведущим актёром московского Театра Сатиры. Хотя репрессии его не коснулись, артист признавался режиссеру, что страх жил в нем все время — лишь участие в этой картине позволило Папанову освободиться от него.
Впрочем, фильм должен был стать обычным боевиком — советским вестерном: банда уголовников захватывает деревню, но двое ссыльных спасают жителей. Предполагались все атрибуты жанра: стрельба, погони, героические лица и пафосные позы и речи.
Изначально не было ни смерти Сталина, ни амнистии уголовникам, ни ареста Берии — в Госкино ещё было старое начальство, которое этого бы не пропустило. Все эти обстоятельства вошли в сценарий уже после запуска картины. И история тут же получила глубину — появились сложные характеры, нетипичные для боевиков, трагические судьбы, тема человеческого достоинства.
Ведь Лузга (Валерий Приёмыхов) — фронтовик, капитан разведки, осуждённый за то, что попал в плен. Он лишён звания и наград, его много били, но не сломали. Он сохранил понятие об офицерской чести. Поэтому он, упрямо отказывавшийся работать в лагере и на поселении, не раздумывая, берёт в руки оружие и почти в одиночку расправляется с бандой. При этом меняется его пластика, выражение лица, интонации — он расправляет плечи и снова становится тем, кем привык быть. Он больше не откликается на свою лагерную кличку — если в начале картины он говорит: «А кто я такой? Лузга и есть», то теперь чеканит «Не лузга я. Басаргин Сергей».
Его напарник Копалыч, Николай Павлович Старобогатов (Анатолий Папанов), на первый взгляд, напротив, подчинился судьбе: сказано лодку смолить — смолит, сказано могилу копан, — копает. Но бывший главный инженер, осуждённый как «английский шпион», от которого отреклись родные, всё же сохранил себя, оставшись добрым и благородным человеком. И Копалыч гордо встаёт во весь рост в перестрелке с бандитами: он слишком долго прятался от всякой мрази, но теперь готов дать ей отпор:
«Об одном жалею — годы. Так хочется пожить по-человечески. И поработать».
Эта роль стала дня Папанова последней: он умер во время съёмок, и его героя озвучивал другой артист — Игорь Ефимов.
Дядя Волк
Фильм снимали в глухой карельской деревне Руга, где занятыми были только два дома — остальные стояли заброшенными. Однако весть, что сюда приехал Анатолий Папанов, мгновенно разлетелась по округе.
Поэтому 30 июля 1987 года, в первый съёмочный день с участием любимого актёра, работа была сорвана: в кадр неожиданно вплыло несколько моторных лодок. В каждой — по несколько ребятишек с книжками, блокнотами и тетрадками в руках. Это местные мамы привезли своих детей посмотреть на «дядю Волка» из мультфильма «Ну, погоди!».
Увещевания администраторов съёмочной группы и злобный взгляд режиссёра их не остановили. Так что Папанову пришлось усадить ребятишек в кружок, поговорить с ними, даже устроить небольшое представление, а потом подписать их книжки и тетрадки. Коллеги актёра уверяли, что эта «встреча со зрителями» была очень тёплой и трогательной. Но, увы, последней — 5 августа Анатолия Папанова не стало.