Оглавление
Комедия Александра Серого
Толпа счастливых, улыбающихся людей выходила 13 декабря 1971 года из дверей кинотеатра «Россия» — они только что первыми увидели уморительную комедию Александра Серого «Джентльмены удачи», одну из лучших в советском кинематографе.
По количеству крылатых фраз с «Джентльменами удачи» могут соперничать разве что «Бриллиантовая рука» или «Кин-дза-дза». Ведь диалоги у Георгия Данелии всегда короткие, но выразительные, у него нет длинных рассуждений: даже сложнейшие мысли и эмоции передаются парой слов. Но каких! А тут ещё соавтором Данелии выступила Виктория Токарева, тогда еще молодая писательница, ио уже успешная блеснуть лёгкостью стиля.
Вообще, роль Данелии в «Джентльменах удачи» была определяющей: он был худруком фильма, не только писал сценарий, но и помогал в режиссуре, сам снимал многие сцены, монтировал ленту. Александр Серый был одаренным режиссером, но горячим: в молодости он изувечил молодого человека, к которому приревновал свою девушку. И получил восемь лет колонии. Вышел через четыре года — без работы, без денег.
Снял пару невзрачных фильмов, и тут-то Данелия и предложил старому приятелю вариант с «Джентльменами». Потом Серый снял ещё две комедии — «Ты — мне, я — тебе» и «Берегите мужчин!»-довольно неплохих, но не таких блистательных.
Режиссёр, имевший опыт лагерей, привнёс в фильм воровской жаргон, превратив безобидные фразы, написанные Данелией и Токаревой, в знаменитые «моргала выколю», «канай отсюда» и прочие. За это, кстати, картину ругали: многие боялись, что дети проникнутся тюремной романтикой. Опасения оправдались: в стране, где многие сидели или охраняли, «феня» всё же не была публичным языком, а тут прорвало. Раз так говорят с экрана, значит — можно.
Вроде бы ярких, непростых характеров, сложных человеческих историй фильму не требовалось: заведующий детским садом, выдающий себя за матёрого преступника, который вместе с другими уголовниками ищет шлем Македонского, а заодно перевоспитывает своих компаньонов — этого более чем достаточно, чтобы снять комедию положений, от которой зрители животы от смеха надорвут.
Но Данелии этого было мало, ведь он — художник. И вот появляется письмо, которое Хмырь (Георгий Вицин) получает из дома. У него есть семья, сын. Но, раз попав в тюрьму, ему стыдно смотреть им в глаза, он не решается вернуться к прежней жизни, хоть и мечтает об этом, он «хороший, но слабохарактерный».
Вот и Косой (Савелий Крамаров) переживает, что Доцент (Евгений Леонов) брякнул его другу по детдому, что он вор. Ведь Федя тоже мог бы стать инженером — и теперь задумался, какие профессии ему подходят. Они — преступники по стечению обстоятельств, им не повезло.
«Все побежали, и я побежал»,
— сказал Василий Алибабаевич (Раднэр Муратов), и эта фраза-обо всех. И зритель им сочувствует, а не просто хохочет.
Крылатые фразы, улетевшие в народ
- Украл, выпил, в тюрьму. Романтика!
- Пасть порву, моргала выколю!
- Кто ж его посадит, он же памятник!
- Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста.
- А в тюрьме сейчас ужин. Макароны…
- Ты туда не ходи, ты сюда ходи. Снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь.
- Это тебе не мелочь по карманам тырить.
- Всё! Кина не будет. Электричество кончилось.
- Деточка, а вам не кажется, что ваше место возле параши?
- Помогите! Хулиганы зрения лишают!
- Йес, йес. ОБХС.
- Сарделька, сосиска, редиска. Навуходоносор! Петух гамбургский!
- Скучно без водки.
- Торчим у всех на виду, как три тополя на Плющихе.
- Лошадью ходи, лошадью!