Оглавление
Эра милосердия не наступила
Нового года не бывает без «Иронин судьбы», а Дня милиции — без фильма «Место встречи изменить нельзя». Впервые этот пятисерийный телефильм показали 11-16 ноября 1979 года, и с тех пор он не сходит с экранов.
В паре Глеба Жеглова (Владимир Высоцкий) и Володи Шарапова (Владимир Конкин) зрители увидели идеал сотрудника уголовного розыска: один строгий, жёсткий, готовый засадить преступника в тюрьму любой ценой, второй — мягкий, справедливый, не желающий наказывать невиновного. Такого бы оперативника или следователя — в одном лице. Но увы. Так что пришлось выбирать, и большинству, разумеется, больше правился Жеглов:
- во-первых, играла свою роль могучая харизма Высоцкого,
- во- вторых, людям оказалась близка его доктрина: «Вор должен сидеть в тюрьме! А как я его туда засажу, никого не волнует». Вот и советские сыскари, а затем российские, глядясь в зеркало, больше хотели видеть там черты, схожие с Жегловым, нежели с Шараповым.
Хотя в книге братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой снят фильм, Жеглов, скорее, герой отрицательный — жёсткий, хитрый, готовый, пусть и ради благой цели, творить зло. В противовес ему Шарапов — герой рассуждающий, сомневающийся в своей правоте, не согласный на «любые методы». но зритель решил по-своему: грубые профессионалы обществу ближе каких-то интеллигентов.
Режиссёру картины Станиславу Говорухину это обаяние Жеглова часто ставили в упрёк: Высоцкий «вытянул» своего неоднозначного героя, сделал его положительным, мало того — образцом для подражания. Хотя сам актёр прекрасно понимал, что его персонаж отталкивающий. Высоцкий даже отказывался надевать китель — не хотел мараться о форму сталинской милиции, заполнившей лагеря невиновными людьми. Его еле уговорили лишь на один эпизод, и то со специально придуманной фразой:
«Вот Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы. Никогда не надевал и, наверное, не придётся».
Высоцкий специально добавлял в игру грубые интонации, но и они понравились зрителю. Видимо, Эра милосердия ещё не наступила.
Из воспоминаний Станислава Говорухина — режиссёра фильма
— Почему фильм нравится?
- Во-первых, потому что он, конечно, не о милиции. Он о том времени, об отношениях между людьми той эпохи.
- Во-вторых, в основе кино всегда лежит драматургия, то есть настоящая литература.
Сейчас снимают отвратительные фильмы именно потому, что люди перестали читать, у них нет литературного вкуса. А в основе «Место встречи изменить нельзя» лежит прекрасный роман братьев Вайнеров. Но я сразу скажу, я не точно его экранизировал, фильм отличается от книги — он не лучше, не хуже, он другой.
Жеглов имеет и отрицательные, и положительные черты, но каждый артист вносит свою индивидуальность. Конечно, и Володя Высоцкий внёс что- то своё в образ Жеглова. Так ведь и Шарапов другой! В книге это здоровый волк, разведчик, который легко задушил бы любого, если что, а у Конкина он совсем не такой. У меня были симпатии и к тому, и к другому герою. Но всё же Жеглов — центральная фигура, он противоречивее, а потому интереснее. Шарапов же — абсолютно положительный, это всегда труднее играть.
Крылатые фразы, улетевшие в народ
- — Ну и рожа у тебя, Шарапов!
- — Коселёк, коселёк. Какой коселёк?
- — Нету у вас методов против Кости Сапрыкина!
- — Есть сомнение, мил человек, что ты стукачок.
- — Я сказал, Горбатый!
- — Эх, сейчас бы супчику горяченького да с потрошками!
- — Угостите даму спичкой, гражданин начальник.
- — Как писать — Облигация или Аблигация?
- — Не бери на понт, мусор!
- — Маня, не ругайся, ты мне молодого человека испортишь.
- — Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.
- — На святое дело идём — друга из беды выручать.
- — Бабу не проведёшь, она сердцем видит.
- — Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик — и ты уже на небесах.
- — Твой номер шестнадцатый, следи за клиентом.
- — Это ты умный, а я так, погулять вышел.
- — Указ семь-восемь шьёшь, начальник?
- — Не учи учёного, гражданин Копчёный!