«Холодное лето пятьдесят третьего…»

«Холодное лето пятьдесят третьего…»

Оглавление

Фильм о сталинских репрессиях

Фильм Алек­сандра Прош­кина «Хо­лодное лето пятьдесят тре­тьего…», вышедший в июне 1988-го, страна будто ждала: перестройка только наби­рала обороты, и в печати на­чали появляться материалы о сталинских репрессиях. Интерес к этой теме был ог­ромный, люди жадно узна­вали правду о себе, своих близких, об истории госу­дарства. Так что картину Прошкина только за первые два месяца посмотрели 32 миллиона человек. А за год — 64 миллиона.

О ГУЛАГе и репрессиях стар­шее поколение в те годы зна­ло немного — лишь то, что гово­рилось во времена хрущёвской оттепели. Знало, но молчало. А для молодёжи все это бы­ло настоящим откровением. А ведь живы ещё были люди, ко­торые помнили, что происхо­дило в 1953 году. Боль­шинство членов съемочной группы застали смерть Стали­на и последовавшие затем со­бытия школьниками, то Ана­толий Папанов был в то время уже ведущим актёром москов­ского Театра Сатиры. Хотя ре­прессии его не коснулись, ар­тист признавался режиссеру, что страх жил в нем все вре­мя — лишь участие в этой кар­тине позволило Папанову ос­вободиться от него.

Впрочем, фильм должен был стать обычным боевиком — со­ветским вестерном: банда уго­ловников захватывает дерев­ню, но двое ссыльных спасают жителей. Предполагались все атрибуты жанра: стрельба, по­гони, героические лица и па­фосные позы и речи.

Изначально не было ни смерти Сталина, ни амнистии уголовникам, ни ареста Берии — в Госкино ещё было старое начальство, кото­рое этого бы не пропустило. Все эти обстоятельства вошли в сценарий уже после запуска картины. И история тут же по­лучила глубину — появились сложные характеры, нетипич­ные для боевиков, трагические судьбы, тема человеческого достоинства.

Ведь Лузга (Вале­рий Приёмыхов) — фронтовик, капитан разведки, осуждён­ный за то, что попал в плен. Он лишён звания и наград, его много били, но не сломали. Он сохранил понятие об офицер­ской чести. Поэтому он, упря­мо отказывавшийся работать в лагере и на поселении, не раз­думывая, берёт в руки оружие и почти в одиночку расправля­ется с бандой. При этом меняется его пластика, выражение лица, интонации — он расправляет плечи и снова становится тем, кем привык быть. Он больше не откликается на свою лагерную кличку — если в начале картины он говорит: «А кто я такой? Лузга и есть», то теперь чеканит «Не лузга я. Басаргин Сергей».

Его напарник Копалыч, Николай Павлович Старобогатов (Анатолий Папанов), на первый взгляд, напротив, подчинился судьбе: сказано лодку смолить — смолит, сказано могилу копан, — копает. Но бывший главный инженер, осуждённый как «английский шпион», от которого отреклись родные, всё же сохранил себя, оставшись добрым и благородным человеком. И Копалыч гордо встаёт во весь рост в перестрелке с бандитами: он слишком долго прятался от всякой мрази, но теперь готов дать ей отпор:

«Об одном жалею — годы. Так хочется пожить по-человечески. И поработать».

Эта роль стала дня Папанова последней: он умер во время съёмок, и его героя озвучивал другой артист — Игорь Ефимов.

Дядя Волк

Фильм снимали в глухой карельской деревне Руга, где занятыми были только два дома — остальные стояли заброшенными. Однако весть, что сюда приехал Анатолий Папанов, мгновенно разлетелась по округе.

Поэтому 30 июля 1987 года, в первый съёмочный день с участием любимого актёра, работа была сорвана: в кадр неожиданно вплыло несколько моторных лодок. В каждой — по несколько ребятишек с книжками, блокнотами и тетрадками в руках. Это местные мамы привезли своих детей посмотреть на «дядю Волка» из мультфильма «Ну, погоди!».

Увещевания администраторов съёмочной группы и злобный взгляд режиссёра их не остановили. Так что Папанову пришлось усадить ребятишек в кружок, поговорить с ними, даже устроить небольшое представление, а потом подписать их книжки и тетрадки. Коллеги актёра уверяли, что эта «встреча со зрителями» была очень тёплой и трогательной. Но, увы, последней — 5 августа Анатолия Папанова не стало.

Добавить комментарий

Back To Top