Великая октябрьская социалистическая революция и народ
Сегодня наш великий, вечный праздник дня Великой октябрьской социалистической революции и граждан России.
Как юрист, я порассуждаю о том, что дала Великая октябрьская социалистическая революция для русского народа. При этом я не несу «либерастический» бред, а основываю свои выводы на законах и работах Лебедева и др. юристов.
Понятие «народовластие» содержит в себе два начала — народ и власть.
В конституционном праве под народом понимают население страны, всех жителей, проживающих на территории государства. Понятие «народ» тождественно понятию «граждане», которые, участвуя в решении задач, стоящих перед государством, способствуют осуществлению публичной власти.
Обратившись к истории становления и развития нашего государства, можно проследить, как в конституциях менялось представление об участии народа в осуществлении власти.
В результате Великой Октябрьской социалистической революции вся полнота государственной власти в стране была сосредоточена в руках трудящихся, возглавляемых рабочим классом и его партией. Свергнутые эксплуататорские классы были лишены политического господства. В.И. Ленин, рассматривая «механизм пролетарской государственной власти, с точки зрения практики осуществления диктатуры», отмечал:
«Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков…».
По Конституции РСФСР 1918 г. и по Конституции Союза ССР 1924 г. советы назывались советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Конституция СССР 1936 г. закрепляла, что государственная власть принадлежит трудящимся, которые обладают ее полнотой и осуществляют свою власть организованно, через свои полномочные органы, каковыми являются Советы депутатов трудящихся.
Конституция СССР 1977 г. провозгласила принадлежность власти советскому народу, закрепила государственные и общественные формы народовластия. Ряд конституционных норм был посвящен развитию и совершенствованию демократии. Конституция подчеркивала высокий приоритет интересов индивида, свое стремление всеобъемлющего учета различных проявлений человека в обществе и государстве. Однако, как показала практика, закрепленное в Конституции полновластие народа реализовать так и не удалось.
В действующей Конституции РФ отсутствует термин «народовластие», однако это не означает, что сущность данного принципа в Основном Законе не прослеживается. В ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и референдум. Осуществляя власть, народ реализует свою волю. Согласно Конституции РФ:
«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Как видно из приведенной нормы, Конституция РФ определяет многонациональный народ не только носителем суверенитета, но и единственным источником власти. Его же следует рассматривать и в качестве субъекта, который не только непосредственно осуществляет власть, но и поручает от своего имени осуществление власти иным структурам. Причем важно подчеркнуть, что народ никому не передает свою власть. Он только передает право на ее осуществление от его имени. А вот учредительную власть он сохраняет за собой. На формирование народной воли существенное влияние оказывают органы власти, политические партии, средства массовой информации, сами граждане, тесно взаимодействующие между собой.
Ну, на бумаге — одно, а на -практике совсем иное.
Россия — федеративное государство, в котором существует два уровня государственной власти: федеральная и власть входящих в ее состав субъектов. Первую осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации на своей территории образуют свою систему органов государственной власти, обладающих всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и вне пределов их совместного ведения с Федерацией.
Власть — это возможность распоряжаться, управлять подчинять своей воле других членов общества. Власть народа — это, прежде всего, публичная власть. Как справедливо отмечал В.Е. Чиркин, «понятие публичной власти пришло в Россию из немецкого языка и из-за неодинаковых толкований в современной российской литературе остается достаточно неопределенным. Публичную власть характеризуют и как государственную (неофициальный перевод на русский язык Европейской хартии местного самоуправления 1985 г.), и как общественную, а иногда оставляют слово «публичный» без перевода».
В Российском государстве публичная власть совпадает с властью народа, с народовластием, так считает Лебедев В.А. в статье «Государственная власть как форма выражения публичной власти».
После принятия Конституции РФ 1993 г. термин «публичная власть» стал употребляться в качестве родового, обобщающего понятия, объединяющего государственную власть Российской Федерации, государственную власть субъектов РФ и местное самоуправление. Фактически сложилась своеобразная формула: «публичная власть = государственная власть + местное самоуправление». Публичная власть как категория объединяет и государственную власть с местным самоуправлением.
В качестве подтверждения этого тезиса обратимся к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике», в котором отмечается, что публичная власть осуществляется не только органами государства, но и органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти.
До внесения поправок в Конституцию РФ в июле 2020 г. понятие «публичная власть» в ней отсутствовало. Однако некоторые признаки, свойственные публичной власти, все же в ней содержались. В качестве примера можно привести конституционные нормы: характеризующие Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, закрепляющие приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия и ряд других.
В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно употреблял понятие «публичная власть». А в Постановлении «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросов формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросами группы депутатов Государственной Думы» Конституционный Суд РФ применил термин «уровни публичной власти».
Надо сказать, что в законодательстве субъектов РФ не часто, но встречалось не только понятие «публичная власть» но и раскрывался механизм ее осуществления. Так, к примеру, в ч. 1 ст. 3 Устава Ленинградской области закреплено, что «публичная власть в Ленинградской области осуществляется ее населением непосредственно через референдум, в ходе свободных выборов, иных форм прямого волеизъявления, а также через создаваемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными конституционными и федеральными законами, Уставом Ленинградской области, областными законами, уставами муниципальных образований, уставами территориальных общественных самоуправлений органы государственной власти, местного самоуправления, территориального общественного самоуправления».
В настоящее время поправками в Конституцию РФ внесено понятие «публичная власть». В тексте Конституции РФ оно встречается несколько раз: в ч. 1 ст. 67 говорится об организации публичной власти на федеральных территориях; в п. «г» ст. 71 закреплено, что в ведении Российской Федерации находится организация публичной власти. Частью 2 ст. 80 на Президента РФ возлагается обязанность обеспечения и взаимодействия органов, которые входят в единую систему публичной власти. Эта конституционная норма получила развитие в п. «е.5» ст. 83, где сказано, что Президент РФ формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти.
Публичная власть в силу своей учредительной природы одна, но формы ее осуществления две — государственная и муниципальная. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Рассуждая о двух уровнях публичной власти, государственной и муниципальной, следует отметить, что они действуют одновременно, дополняют друг друга, обеспечивая ее единство.
Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» ст. 132 дополнена ч. 3, в которой закреплен принцип единства системы публичной власти, предусматривающий вхождение в нее органов местного самоуправления и органов государственной власти, призванных осуществлять взаимодействие в целях наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач в интересах населения (не народа). То есть, помимо понятия «публичная власть», Конституция РФ ввела еще одно понятие — «единая система публичной власти».
Категория «единая система публичной власти» тесно взаимосвязана с такими понятиями, как «государство», «государственность», означающими объединение многонационального народа, суверенная власть которого распространяется на всю территорию Российской Федерации.
В Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» законодатель в ч. 1 ст. 2 сформулировал понятие единой системы публичной власти, под которой «понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности…». Статья так и называется — «Понятие единства публичной власти».
Ни Конституция РФ, ни приведенный Закон не уточняют, образуют ли федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления единую систему публичной власти или помимо них в эту систему могут входить и другие субъекты.
Входит ли в единую систему публичной власти Государственный Совет, наделенный статусом конституционного государственного органа, на который возложена обязанность обеспечения согласованного взаимодействия органов, входящих в систему, или он выполняет только координирующую функцию, не входя в эту систему? На наш взгляд, Государственный Совет не является органом государственной власти и вряд ли его, учитывая статус, можно поставить в один ряд с перечисляемыми в Законе государственными органами. И это не вспомогательный орган при Президенте РФ, а, на наш взгляд, самостоятельный вид органа, который не входит в единую систему публичной власти, правовой статус которого требует научного осмысления.
Нужно, чтобы в единую систему публичной власти включили и прямые формы народовластия, так как высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. И это вполне объяснимо, поскольку многонациональный народ, население субъектов и муниципальных образований участвуют в решении всех публичных дел, каждый на своем уровне: федеральном, субъектном, районном или поселенческом, там, где это наиболее необходимо и эффективно. И это полностью соответствует цели единства системы публичной власти.
Нужно, чтобы в единую систему публичной власти включили и общественную власть. Ведь очевидно, что от степени и интенсивности участия народа, его воздействия на принятие важнейших решений, в том числе и через институты гражданского общества, можно судить об эффективности системы публичной власти в Российском государстве — власти, осуществляемой в интересах народа, народом и под его контролем.
Государство должно защищать не интересы кучки зажравшихся олигархов, а законные права всего народа России.